Выставка "Оренбургский пуховый платок в произведениях русских писателей" в Галерее "Ясная поляна" Государственного мемориального и природного заповедника "Музей-усадьба Л.Н.Толстого"
15 января 2016 года в Галерее «Ясная поляна» Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого» открывается первый в 2016 году выставочный проект Оренбургского областного музея изобразительных искусств «Оренбургский пуховый платок в произведениях русских писателей».
Оренбургский пуховый платок окутывает плечи женщин уже более 200 лет и за эти долгие годы он служил и украшал их не только в реальной жизни, но и выступал как образ вещного мира в литературе XIX - XX веков. В него кутались героини Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А.Толстого, З. Гипиус, О.Мандельштама, М. Булгакова, А. Аверченко, Н. Теффи, Б. Зайцева, его носили в романах и рассказах М. Шолохова, К. Симонова, В. Распутина, В. Астафьева, А. Битова, В. Липатова, А. Фадеева и многих других. Литература ознаменовалась удивительно широким использованием пухового платка не только как бытовой утилитарной вещи, но и как предмета органически ссвязанного с внутренней жизнью человека и имеющего при этом символическое значение. В рассказе И. Бунина «Новый год» (1901) герой проездом оказывается в деревне,где прошла его молодость. И все окружающее по-иному предстает перед ним. Даже жена, которая «чужда и неприятна была в тесной петербургской квартирке» теперь «казалось такой женственной в серой шали, которой она по-деревенски закутала голову и в мягких валенках, делавших ее ниже ростом». Именно серая шаль оказывается частью того мира, который безвозвратно потерян для него, и о котором остается только мечтать.
Углубление художественной функции вещи или «одухотворение вещи» имеет место и тогда, когда она причастна глубинам человеческого сознания и бытия, позитивно значима и поэтична, как у Есенина «Валит снег и стелет шаль» - образ белой пуховой шали или у Пастернака «Опустившись до земли, солнце точь-в-точь как до несчастия, дотягивалось до печных изразцов, зажигало коричневым жаром кофейные обои и вешало на стену, как женскую шаль, тень березовых ветвей» - графика ажура напрямую перекликается с оренбургской паутинкой. Примеров на выставке будет множество, что быпредставить какой широкий диапазон содержательных функций имеет такая вещь как оренбургский пуховый платок. Но главная задача организаторов показать культурную ценность этого художественного явления.
На выставке кроме традиционных оренбургских платков будет представлена дизайнерская коллекция одежды модельера Анны Советовой, объединенные литературной темой.