Древнерусская живопись

Коллекция икон в Оренбургском музее изобразительных искусств немногочисленна, ее основой послужили памятники XVII—XVIII вв. Это объясняется тем, что основана она по преимуществу на местном материале. В XVIII веке Оренбургский край был мало населен. Интенсивный рост населения происходит в 80–90-х годах XIX столетия, в этот же период расширяется строительство православных соборов и церквей, естественно, что значительная часть коллекции относится к поздней иконописи. Множество икон было завезено в наш край переселенцами.

По музейной коллекции можно проследить почти всю географию переселенчества. Здесь и «Рождество Христово» начала XIX века московской школы, северная резная икона «Крест-церковь», шитый бисером оклад «Федоровской Богоматери» из Костромы. Православный человек никогда не расставался ни с иконой — ни в радости, ни в печали, потому-то и несли, везли икону со всех концов необъятной Российской Империи.

Наиболее ранней иконой в собрании, датируемой специалистами концом XVI — началом XVII веков является «Параскева Пятница», покоряющая строгими и в то же время удивительно музыкальными ритмами, притягивающим взглядом огромных глаз. Достойно представляет живопись XVIII века редкого иконографического извода «Евхаристия», «Усекновение главы Иоанна Предтечи», с классическими горками-лещадками, палатами, динамично развивающимся сюжетом, миниатюрного письма икона «12 клейм Ветхого и Нового заветов».

Икона конца XVIII века «Воскресение. Сошествие во ад», несмотря на канонически ясную, строгую композицию позволяет говорить о проникновении светских начал в иконопись — фигуры Христа, Адама, ангелов, связывающих сатану, лишены статичности, динамичные ракурсы помогают передать движение. Золото нимбов, ассиста, покрывающего одежды Христа, придают нарядность и праздничность сдержанному колориту иконы. Небольшая по размерам икона «Богоматерь Знамение» XVIII века привлекает внимание тонкостью, изощренностью письма — филигранные переходы от вохрения к пробелам, нежные плави и подрумянка на ликах Богоматери и младенца Иисуса свидетельствуют о высоком мастерстве иконописца. Несомненный интерес вызывает «Двусторонний выносной крест», так как его форма восходит к XV веку, а живопись, поновленная, возможно, не раз, — к более позднему периоду, середине XIX века. Клейма «Въезд в Иерусалим», «Успение Богоматери», «Распятие», «Преображение Господне» являются вполне самостоятельными произведениями.

Особое место в коллекции занимают деревянные резные иконы: это довольно редко встречающаяся икона «крест-церковь», выполненная в технике плоскорельефной резьбы, а также резные иконы, бытовавшие в среде оренбургского казачества, отличающиеся лаконизмом средств и выразительностью образного решения. Таково произведение народного мастера с изображением покровителя воинов Георгия Победоносца («Чудо Георгия о змие»), дополненное частично левкасным грунтом и подцветкой.

  • Евхаристия. Левая часть. XVII в.

  • Воскресение. Сошествие во ад. XVIII в.

  • Богоматерь Знамение. XIX в.

Сейчас экспозиция доступна для посетителей музея

Размер шрифта:
Цвета сайта: