Коллекция наивного искусства
В составе коллекции более 400-х единиц хранения, начиная с икон и народных картинок начала XX века, ковриков из клеенки послевоенного периода, работ 50-х годов… и кончая произведениями начала XXI века. Начало создания коллекции приходится на 70-е годы прошлого века. На многочисленных выставках самодеятельного творчества в Оренбурге очень заметными были работы С. Степанова, В. Шнайдера, А. Кашигина, М. Сердюкова… Музей, несмотря на запрещение покупать работы самодеятельных авторов, счел необходимым приобретать их в музейные фонды, но гораздо больше художники дарили.
Музей же, в свою очередь, помогал им в обеспечении красками, холстами, подрамниками и т.д. Так в музее постепенно были собраны персональные коллекции С. Степанова (Орск), А. Кашигина (Новотроицк), В. Шнайдера (Зубаревка, Оренбургский район), М. Сердюкова (Оренбург).
К началу 90-х годов можно было уже говорить о коллекции наивного искусства в Оренбургском музее изобразительных искусств. В 1992 году организована была выставка С. Степанова и В. Шнайдера в Москве, в Центральном Доме художника на Крымском Валу. В 1993 году часть коллекции показывалась в Выставочном зале Центрального Дома народного творчества в Москве. Издан прекрасный каталог произведений Степанова и Шнайдера в Москве. Желание познакомиться с творчеством С.Г. Степанова привело в Оренбург в 1994 году известного в Европе немецкого художника-любителя Иосифа Гриммайзена, сохранившего на долгие годы дружбу с нашим музеем и подарившего музею свои работы. В 90-е годы имена авторов, вошедших в музейную коллекцию, стали широко известны: имя С. Степанова вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства, картины Шнайдера экспонировались на международной выставке в Братиславе, «Инсита–97» и т.д., сегодня о Степанове и Шнайдере пишут как о «признанных классиках» наивного искусства. В 2003 году была организована выставка нашей коллекции в «Музее наивного искусства» (Москва), в 2009 – в Самарском художественном музее. На основе музейной коллекции вышла книга «Мир росою умытый» Медведевой Л.С.
Коллекция продолжает пополняться, в 2008 году в музей была передана 41 работа Наны Глахтеевой, одаренной редким пластическим даром и чувством цвета.
В 2011 году мы получили предложения принять в дар работы художников А.Г. Немонтовой из Липецка и А.Г. Умеренкова из Эстонии, уроженца нашей области, так что наша коллекция теряет свой местный характер, превращается в коллекцию общероссийскую и более того (вспомним работы Гриммайзена) в международную.
Состав коллекции позволяет представить более или менее целостный характер развития в XX-XXI веках так называемого наивного искусства, промежуточного между профессиональным искусством и искусством народным, фольклорным. Представленные иконы помогают увидеть генетическую связь изобразительного примитива с иконописью начала XX века, а народные картинки того же времени представляют очень любопытные ответвления того, что мы называем «примитивом». Черты наивного мироощущения, проявляющегося в характере творческой манеры –в работах Мехеда ( нач. XX века), учителя Л.В. Попова.
Характерным и редким образцом живописи на клеенке 40-х годов является работа «На озере», после войны – частое украшение дома, заменяющие коврик над кроватью, столь же традиционный для послевоенного периода, с его строгой зеркальной симметричностью, центричностью построения «Натюрморт» 50-х гг. Музей располагает персональной коллекцией самодеятельного художника М.М. Яновского, его ранние работы 50-х годов, далекие от норм и правил, вместе с тем очень точно передают реальную атмосферу времени, увиденную пытливым взглядом современности.
В данный момент экспозиция находятся в фондах и временно не доступна для посетителей музея