Коллекция наивного искусства
В составе коллекции более 400-х единиц хранения,
начиная с икон и народных картинок
начала XX века,
ковриков из клеенки послевоенного периода, работ 50-х годов… и кончая произведениями начала XXI века. Начало создания коллекции приходится на 70-е
годы прошлого века. На многочисленных выставках самодеятельного творчества в
Оренбурге очень заметными были работы С. Степанова, В. Шнайдера, А. Кашигина,
М. Сердюкова… Музей, несмотря на запрещение покупать работы самодеятельных
авторов, счел необходимым приобретать их в музейные фонды, но гораздо больше
художники дарили.
Музей же, в свою очередь, помогал им в
обеспечении красками, холстами, подрамниками и т.д. Так в музее постепенно были
собраны персональные коллекции С. Степанова (Орск), А. Кашигина (Новотроицк),
В. Шнайдера (Зубаревка, Оренбургский район), М. Сердюкова (Оренбург).
К началу 90-х годов можно было уже
говорить о коллекции наивного искусства в Оренбургском музее изобразительных искусств. В
1992 году организована была выставка С. Степанова и В. Шнайдера в Москве, в
Центральном Доме художника на Крымском Валу. В 1993 году часть коллекции
показывалась в Выставочном зале Центрального Дома народного творчества в
Москве. Издан прекрасный каталог произведений Степанова и Шнайдера в Москве.
Желание познакомиться с творчеством С.Г. Степанова привело в Оренбург в 1994 году известного в Европе немецкого
художника-любителя Иосифа Гриммайзена, сохранившего
на долгие годы дружбу с нашим музеем и подарившего музею свои работы. В 90-е
годы имена авторов, вошедших в музейную коллекцию, стали широко известны: имя
С. Степанова вошло во Всемирную энциклопедию наивного искусства, картины
Шнайдера экспонировались на международной выставке в Братиславе, «Инсита–97» и
т.д., сегодня о Степанове и Шнайдере пишут как о «признанных классиках»
наивного искусства. В 2003 году была организована выставка нашей коллекции в
«Музее наивного искусства» (Москва), в 2009 – в Самарском художественном музее.
На основе музейной коллекции вышла книга «Мир росою умытый» Медведевой Л.С.
Коллекция продолжает пополняться, в 2008
году в музей была передана 41 работа Наны Глахтеевой, одаренной редким
пластическим даром и чувством цвета.
В 2011 году мы получили предложения
принять в дар работы художников А.Г. Немонтовой из Липецка и А.Г. Умеренкова из
Эстонии, уроженца нашей области, так что наша коллекция теряет свой местный
характер, превращается в коллекцию общероссийскую и более того (вспомним работы
Гриммайзена) в международную.
Состав коллекции позволяет
представить более или менее целостный характер развития в XX-XXI веках так
называемого наивного искусства, промежуточного между профессиональным искусством
и искусством народным, фольклорным. Представленные иконы помогают увидеть генетическую связь изобразительного примитива
с иконописью начала XX века, а народные картинки того же времени
представляют очень любопытные
ответвления того, что мы называем
«примитивом». Черты наивного мироощущения, проявляющегося в характере
творческой манеры –в работах Мехеда ( нач. XX века), учителя Л.В. Попова.
Характерным и редким
образцом живописи на клеенке 40-х годов является работа «На озере», после
войны – частое украшение дома,
заменяющие коврик над кроватью, столь же традиционный для послевоенного периода, с его строгой зеркальной симметричностью, центричностью
построения «Натюрморт» 50-х гг. Музей располагает персональной коллекцией самодеятельного
художника М.М. Яновского, его ранние работы 50-х годов, далекие от норм и
правил, вместе с тем очень точно передают реальную атмосферу времени, увиденную
пытливым взглядом современности.
В данный момент экспозиция находятся в фондах и временно не доступна для посетителей музея