Советское искусство 20–30-х гг.

Художественная жизнь России 1920—1930 годов в русле многочисленных коллизий того времени, отличалась небывалой творческой активностью. Живописные работы, представленные в экспозиции, посвященной искусству этого времени, говорят о многообразии, сложности, порой противоречивости творческих течений в искусстве послереволюционной России. В изобразительном искусстве быстро рождались, сменяя друг друга, многочисленные объединения, союзы, группировки, члены которых искали собственные пути, пытались создать новый тип искусства.

В экспозиции представлены произведения художников разных творческих союзов и эстетических позиций. Так, только Н.А. Удальцова (1886-1961) была членом нескольких объединений: «Бубновый валет», «Трамвай В», «0,10», « Магазин», «Мир искусства», «Московские живописцы». «ОМХ», « Группы 13». А.А. Лебедев – Шуйский (1896-1978) участвовал на выставках «Бытия». А.Н. Самохвалов (1894-1971) принадлежал группе « Круг художников» (Ленинград, 1926 - 1932). Наиболее активна и многочисленна была Ассоциация Художников Революционной России (Москва-Ленинград, 1922-1932), переименованная в 1928 г в АХР – Ассоциацию художников революции. Членами АХРРа были В.К. Бялыницкий –Бируля (1872-1957). Б.Н. Яковлев, (1890-1972), В.Н. Яковлев (1893-1953), Н.М.Ледяев (1893-1974), С.В. Рянгина (1891-1955) и С.М. Карпов (1890-1928), были организаторами художественной студии и инициаторами создания Союза художников и живописцев, объединившего всех художников города.

Разнообразны и представленные в экспозиции жанры. В каждом из них своеобразно отразилось само время – яркое и наполненное событиями. Дух и атмосферу 20-30- годов несут в себе даже пейзаж и натюрморт. Так, работа «Два транспорта. Подстанция на Сурамском перевале» 1933г. С.В. Рянгиной может быть прочитана как индустриальный пейзаж. Новы и оригинальны его композиционный и цвето-пластический строй.

А представленные портреты и автопортреты художников - ярко индивидуальные, характерные – воспринимаются как типические образы своей эпохи. По выражению А.В. Луначарского, « четкое, выразительное и конкретное отражение новых черт наступившей эпохи и нового быта, новых чувств и новых взглядов» было характерно в 1920-1930 е годы для большинства художников. Дошедшие до нас произведения не просто передают живой дух эпохи, бурную, динамичную атмосферу тех лет, но и свидетельствуют о высокой художественной культуре и ответственности мастеров, творивших в то время. Члены этой организации объявляли себя преемниками лучших реалистических традиций искусства художников - передвижников.

  • Б.Н. Яковлев. Городской вокзал. 1923. Холст, масло.

  • А.Н. Самохвалов. Натюрморт. 1924. Холст на картоне, масло.

  • С.М. Карпов. Натюрморт с бутылью и медным тазом. 1924. Фанера, масло.

  • Н.Д. Прохоров. Автопортрет. 1930. Холст, масло.

Сейчас экспозиция доступна для посетителей музея

Размер шрифта:
Цвета сайта: