Советское искусство 40-х гг.

Все, что делалось художниками в 1940-х годах, определялось событиями Великой Отечественной. Угроза фашистской агрессии, нависшая над Родиной, суровые будни войны, скорбь по погибшим, ненависть к врагу, а затем радость победы наложили особый отпечаток на все виды искусства.

Совсем не обязательно это были сцены сражений. Портретный жанр нашел различные формы проявления в военные годы. Художники изображали героев войны, тружеников тыла ученых, деятелей культуры, стремясь передать сложные мысли и чувства человека того времени.

Могучая обобщенная лепка формы Г. А. Петина подчеркивает героический пафос образа партизана. В «Портрете летчика», в его красивом волевом лице, сжатых губах, линии бровей, выступающих скулах, резком повороте — не просто волевой мужественный характер человека, но и состояние полета.

Особую ценность приобретают произведения, созданные в годы войны, под непосредственным впечатлением событий. Этюд, написанный в 1941 году Борисом Николаевичем Яковлевым в суровой военной Москве, сохраняет остроту и силу впечатления.

О счастливом возвращении с победой рассказывает картина С. В. Герасимова «Сын вернулся». Она написана по свежим следам событий, поэтому в ней есть неподдельное волнение, неподдельная радость встречи. Картина крепко сложена композиционно — убедительно совмещены два движения: снизу из глубины вверх и вперед офицера, и в глубину — матери. Фигуры мастерски вписаны в пространство, очень красив пейзаж, с порыжевшей сухой травой на пригорке впереди, синими холодеющими далями за рекой, свежим, прохладным осенним воздухом. Красота осенней природы оттеняет радость встречи.

Патриотический характер приобретает пейзаж. Работа А. А. Осмеркина «Во дворе Эрмитажа» (1944) — очень красива по живописи. Остроту впечатления усиливает контраст выверенной продуманной композиции, строгого рисунка и темпераментной живописи, сочной, насыщенной. Казалось бы камерный жанр живописи — пейзаж, но в пейзажах, написанных в сражающемся, огненном кольце Ленинграда, есть особое очарование прекрасной архитектуры и боль художника-патриота, все это обретает философский смысл — война есть разрушение творчества, красоты, и потому утверждение красоты, создание ее в эти суровые героические годы было признаком душевного, нравственного здоровья народа, уверенности в победе.

  • С.В. Герасимов. Сын вернулся. 1947. Холст, масло.

  • А.А. Осмеркин. Во дворе Эрмитажа. 1945. Холст, масло.

Сейчас экспозиция доступна для посетителей музея

Размер шрифта:
Цвета сайта: