Передвижные выставки

 

 

Передвежные выставочные проекты, предлагаемые музеям и выставочным залам Российской Федерации:

ШЕДЕВРЫ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ РОМАНОВИЧА
Сергей Романович (Москва, 1894-1968) – выдающийся живописец, рисовальщик, теоретик искусства, участник выставки «Мишень» (1913), близкий друг и соратник М. Ларионова и Н. Гончаровой, член объединения «Маковец». В 2014–2016 годах Н.С. Романович,
дочь, единственная наследница мастера, передала Оренбургскому музею более 50 произведений отца разных лет. Основа дара – цикл живописных и графических импровизаций на темы шедевров русской и зарубежной литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.В. Гёте, У. Шекспира. Музей предлагает к экспонированию более 50 работ Романовича, книги о художнике и фильм с воспоминаниями дочери художника.

ПО СТРАНИЦАМ «КАПИТАНСКОЙ ДОЧКИ»
В основу выставки вошли графические листы, посвященные пребыванию А.С. Пушкина в Оренбуржье и иллюстрации к повести «Капитанская дочка» художника А.Ф. Преснова (1935 г. р.), лауреата премии «Лучшие книги и издательства», 2015. Произведения Преснова носят камерный характер, каждая деталь выполнена тщательно и с любовью – художник работал над гравюрами долгие годы, переделывая, добавляя, уточняя. В портретах поэта заключено глубокое, художественно-выверенное воплощение образа и документально точное воспроизведение пейзажного фона.

«МОЙ ПУШКИН» (ПУШКИНСКИЕ ОБРАЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ НАИВНЫХ ХУДОЖНИКОВ ОРЕНБУРЖЬЯ)
На выставке представлены произведения оренбургских наивных художников (т.е. не имеющих художественного образования, но наделенных талантом от природы) В. Трубина, М. Остапова, Л. Нестеровой,
В. Зоренко. Работы посвященны сказкам А.С. Пушкина, отдельным эпизодам из повести «Капитанская дочка», фактам из биографии поэта. Основу экспозиции составляют работы из музейного собрания.

ВЫШИВАЛЬЩИЦА ИРИНА МАЛИКОВА
Творчество оренбургской вышивальщицы Ирины Николаевны Маликовой известно далеко за пределами Оренбуржья. Ее вышитые изделия получили высокую оценку ведущих российских модельеров:
В.Юдашкина, В. Зайцева, И. Крутиковой. На выставке представлены воротники, платья, блузки, костюмы украшенные вышивкой, выполненной на простой подольской швейной машинке без современных программных устройств. Работы мастерицы отличает высокое исполнительское мастерство.

ГРАФИКА ВЛАДИМИРА КИБАЛЬЧИЧА
Художник Влади, он же Владимир Кибальчич (2005) – родился в Петрограде, детские годы провел в Оренбурге, куда был выслан его отец, как один из активистов «левой оппозиции». В 1936 году Владимир вместе с родителями эмигрировал из СССР и после многочисленных переездов остановился в Мексике, где прожил 50 лет.
Кибальчич – кавалер ордена литературы и искусств Франции, признан Человеком тысячелетия в области изобразительных искусств в Мексике, избран Почетным членом Российской Академии художеств. Искусствоведы пишут о нем как о «Рембрандте современности» за великолепную технику исполнения офортов.
Оренбургский музей, – единственный в России, обладает офортами мастера.

«ИТАК, Я БЫЛ ТОГДА В ОДЕССЕ…»
Графические работы Григория Аркадьевича Палатникова (1946 г. р.) иллюстрируют одесские страницы романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Посещение Александром Сергеевичем Одессы, равно как и Оренбурга, является значимой страницей в истории двух городов. Именно в Одессе А.С. Пушкин осознал себя профессиональным писателем.
Работы Г.А. Палатникова – это синтез современной графической манеры, впитавшей высокие традиции рисунка мирового искусства, как основы визуализации культуры общества.

НАИВНЫЕ ХУДОЖНИКИ ОРЕНБУРЖЬЯ
Выставка включает в себя произведения художников, имена которых известны не только в России. Работы С. Степанова вошли в мировую энциклопедию наивного искусства, В. Шнайдера называли «Брейгелем ХХ века», работы М. Сердюкова ныне хранятся во Франции, А. Кашигин – дипломант многочисленных всероссийских и зарубежных выставок.
Коллекция наивной живописи Оренбургского музея является одной из самых ярких и интересных в российском музейном пространстве.

ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК
Выставка представляет старейший народный промысел. Именно платок определяет неповторимое своеобразие степного края, являясь самым знаменитым объектом в его культурной сокровищнице. Как и 200 лет назад все операции по изготовлению платка и сегодня выполняются вручную. Оренбургский музей предлагает к экспонированию работы лучших вязальщиц области. Выставка мобильна и не требует особых условий транспортировки.

«…ЧИТАЕМ ТОЛСТОГО» (ПРОЕКТ 2018 ГОДА)
Оренбургский музей предлагает к экспонированию выставку живописных работ наивных художников Оренбуржья посвященных Л. Н. Толстому и его произведениям. Среди авторов М. Остапов, Л. Нестерова, Б. Жуков, Л. Калакина и др.
Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель и мыслитель, неоднократно бывал в Оренбуржье и даже имел поместье на реке Тананык в Бузулукском уезде. Вместе с тем, 2018 год стал годом празднования 190-летия со дня рождения писателя. Эти обстоятельства послужили поводом к претворению в жизнь нового оригинального выставочного проекта.
Выставка «…Читаем Толстого» не оставит никого равнодушным.

ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Оренбургский платок окутывает плечи женщин уже более 200 лет и за эти долгие годы он служил и украшал их не только в реальной жизни, но и выступал как образ вещного мира в литературе XIX–XX веков. В него облачались героини Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Толстого, З. Гипиус, О. Мандельштама, М. Булгакова, Н. Теффи, его носили в романах и рассказах М. Шолохова, К. Симонова, В. Распутина, В. Астафьева, А. Фадеева и других. Литература ознаменовалась удивительно широким использованием пухового платка не только как бытовой утилитарной вещи, но и как предмета органически связанного с внутренней жизнью человека.

«АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» ВЫСТАВКА, ПОСВЯЩЕННАЯ С.Т. АКСАКОВУ
Выставка включает в себя живописные произведения оренбургских наивных художников. Аленький цветочек – символ непременной победы добра над злом, всепобеждающей силы любви. Наивные художники с их искренностью, душевной отзывчивостью нашли в творчестве русского писателя неиссякаемый источник вдохновения. Коллекция наивной живописи Оренбургского музея является одной из самых интересных в российском музейном пространстве.

«УЛЫБКА ЧЕШИРСКОГО КОТА»
Выставка картин наивного художника Ларисы Нестеровой инженера-электрика по профессии, не получившей художественного образования, но наделенной живописным видением от природы. Ее работы дарят ощущение праздника, счастья, радости. Все персонажи, детали ее работ – вне времени и пространства, вне реальных соотношений и размеров, но чувства, эмоции художника предельно искренние.
Художнице удается создать в картинах единое живописнопластическое пространство, мерцающее горячими красномалиновыми, розовыми, холодными синими, зелеными, фиолетовыми оттенками. Ее искусство возвращает нам радость бытия, неизменную веру в справедливость общих законов жизни!

КАК ПЛАТОК ОБОРОНУ КРЕПИЛ
Эта выставка – дань уважения и памяти оренбургским вязальщицам, которые в страшные годы войны были вместе со всем советским народом.
Все, кто умел вязать, считали делом чести послать на фронт для защитников Родины как можно больше теплых рукавиц, носков, свитеров и жилетов. Во всех городах области работали пункты по сбору теплых вещей. «Каждой колхозной семье – одеть одного бойца!» Эти слова призыва со страниц газеты «Чкаловская коммуна» оренбургские вязальщицы считали обращением к себе.
Более 200 вязальщиц промысла были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

 

Контакты: +7 (3532) 78-38-42, 77-64-83; 460000, г. Оренбург, пер. Каширина, 29

e-mail: muz-izo@yandex.ru

      Передвежные выставочные проекты, предлагаемые музеям и выставочным залам Оренбургской области:

1. «Дети. Школа. XX век». 64 ед. 

Цель выставки – знакомство  школьников и взрослых посетителей с жизнью детей, их учебой, увлечениями, играми на протяжение девяти-десятилетий. В экспозиции представлен ряд предметов, относящихся к началу XX века – детский комплект, школьные тетради, книги «Светлячок» (1910 г.), «Гимназия на дому», изданная до 1917 г. и два костюма этого же времени.

40-60-е гг. хорошо представлены пионерской атрибутикой, книгами, скульптурой малых форм: неизвестный автор «Вратарь», неизвестный автор «Мальчик в пилотке», скульптурами заслуженного художника России Петиной Н.Г. «Ветерок» и «Дети», и конечно же живописью: Ледяев Н.М. «Девочки на берегу реки» (1940-е гг.), Васин В.А. «Дети» (1949 г.).

Дети 1970-х гг. запечатлены на литографиях Санкт-Петербургского художника, нашего земляка Андреева А.С. и в «Портрете дочери Лилии» заслуженного художника России Овчинникова А.И.

Предметы, книги, живопись, графика, скульптура – все это эмоционально воздействует на посетителей, расширяет их знания о жизни детей XX века.

2. «Забытые нами предметы». 84 позиции, всего 93 ед. 

Любого человека на протяжении жизни окружают вещи просто необходимые, полезные и менее полезные, красивые и некрасивые, особо ценные и просто бесполезные.

В нашей подборке музейных предметов несколько блоков: кухонная утварь, осветительные приборы, торговое оборудование, письменные принадлежности, аптечные флаконы, предметы гигиены, личные печати, посуда, живописные натюрморты.

Среди утилитарных вещей есть те, над которыми поработали дизайнеры или народные мастера. Это красивые весы с двумя латунными чашами (начало ХХ века), шкафчик для домашней аптечки из дерева, керамической вставки, с бронзовыми накладками (начало ХХ века), керосиновые лампы с просечками по металлу, подстаканники, графин из цветного стекла на подставке (до 1917 года).

Имеются предметы, которые сейчас полностью вышли из употребления и редко встречаются: аптечные флаконы из цветного стекла с эмалью (производство Западной Европы); судочки под бефстроганов в виде фарфоровых барашков, которые подавались в ресторанах в начале ХХ века; личные печати из латунного сплава, горного хрусталя, яшмы; ножи из металла в технике скани для разрезания бумажных блоков; приспособления для смачивания пальцев руки при счете купюр; конторка и многое другое.

3. «По страницам «Капитанской дочки». А.С. Пушкин в Оренбуржье». Выставка графических работ А.Ф. Преснова. 37 ед.

Графические работы  оренбургский художника Андрея Филипповича Преснова. В основу выставки вошли работы, которые познакомят зрителей с серией о пребывании А.С. Пушкина в Оренбуржье, с иллюстрациями к книге «Капитанская дочка», изданной в 1999 году издательством В.В. Волдина – «Новое время» г. Санкт-Петербург. Многие работы камерного характера, каждая деталь от пейзажа до костюма поэта выполнена тщательно и влюбленно – художник работал над гравюрами многие годы, переделывая, добавляя, уточняя. Пушкинская тема наглядно показывает, что для художника определяющим остается простота и ясность графического языка и при этом глубина замысла, его выношенность, выстраданность.

4. «Городской костюм XX века». 66 ед.

На выставке представлена в основном женская одежда начала ХХ в., а так же советского периода до 1980-х гг. Экспозиция дополнена живописными произведениями оренбургских художников Н. Ледяева «Портрет жены» (1920-е гг.), «Портрет Т. Киреевой» (1950-е гг.), А. Ханина «Портрет Зайнаб» (1991 г.), московского художника Г. Цейтлина «Портрет Галины Максимовой» (1986 г.), «Портрет в красной шляпе» (1989 г.).

Среди 66 музейных предметов не только пальто, платья, костюмы, блузы, но и сумки, шляпы, обувь, перчатки. Здесь можно познакомиться с такими понятиями как «мода», «стиль», «силуэт». Самым молодым посетителям будет интересно посмотреть, во что одевались их прабабушки. Среднему поколению женщин хорошо будет вспомнить 70-90-е годы ХХ в., старшему поколению – 1950-е – 1940-е гг.

Начало коллекции городского костюма ХХ в. в Оренбургском областном музее изобразительных искусств было положено в 1983 году, когда сотрудники музея познакомились с семьями Бутовских, Борисовых, Комаровских, в которых бережно хранились вещи прабабушек, бабушек, родителей. В результате собрание городской одежды получилось интересным: английские платья 1905-1910 гг., вечерние туалеты оренбургской актрисы 1920-х гг., пальто богатой женщины 1910 г., и многое другое.

5. Оренбургские художники. 40 ед.

В экспозиции представлены живописные работы (пейзажи, натюрморты, портреты) известных оренбургских мастеров. Среди авторов – заслуженные художники Российской Федерации: Ш.Г. Мухамедзянов (1930-2009), А.И. Овчинников, Ю.П. Григорьев, Ю.А. Рысухин. Старейшие художники Оренбургского отделения Союза Художников представлены такими именами, как А.Ф. Степанов (1893-1965), Н.М. Ледяев (1893-1974), М.Г. Газизова (1918-1993), Н.С. Ерохин (1923-1989), Ф.И. Козелков (1922-1994).

В 1960-е годы Оренбургское отделение Союза художников России пополнилось выпускниками Московского института им. В.И. Сурикова. Это В.Т. Ни (1934-1979), Г.А. Глахтеев, В.Ф. Просвирин (1940-2008), Р.А. Яблоков (1935-2013), Ю.П. Григорьев и др. Свободно, расковано написан пейзаж Р.А. Яблокова «Ташла», красив по цвету «Натюрморт» В.Ф. Просвирина, тонкий по живописи пейзаж «Туманное утро» В.Т. Ни.

В каждой работе, представленной на выставке, свой почерк, индивидуальность, профессионализм. Кажется, все они разные по мироощущению, по отношению к натуре. Однако, все произведения Оренбургских художников объединяет любовь к творчеству, к оренбургской природе, к людям, живущим здесь.

6. «По литературным местам России». Ф.И. Козелков (1922-1991). 19 ед.

В экспозиции представлены 19 живописных работ. Пейзажи эти не иллюстрации к произведениям русских классиков и не просто зарисовки мемориальных уголков, где они жили. В них художник стремится постичь творческий гений великих деятелей культуры и созданный ими образ Родины.

Все пейзажи Ф.И. Козелкова построены с той видимой простотой, которые как бы приглашают зрителей встать на место художника и заставляют вместе с ним всматриваться, наблюдать, постигать внутреннюю жизнь природы, порой скрытую очарованием её внешних примет.

Места А.Н. Некрасова, А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова – каждая из этих работ передаёт нескончаемое многообразие в состоянии природы, выражает поэтические чувства человека.

7. «Народные промыслы России». 64 ед.

64 музейных предмета 1960-х – 2000 гг., выполненные: резчиками по дереву, художниками по росписи фаянса, металла, игрушечниками, вязальщицами, художниками по тканям. Среди них – народные мастера – Слободчиков А.Н. из Сибири, Козюков Д.А. из Перми, Карпова П.С., Зайцева А.Г. из Пензенской области, семья Шевелевых из Каргополя, а также художники-профессионалы, члены Союза Художников России: Шмелева А.А., Иванова Н.И., Гуляева Т.В. и другие.

            В наши дни большое внимание уделяется дополнительному школьному образованию. Почти все школьники посещают художественные кружки, занимаются музыкой или спортом. Подобная выставка познакомит тех, кто интересуется народным изобразительным искусством, с лучшими образцами резьбы по дереву, росписью по фаянсу, с глиняными игрушками, вязанием, лаковой живописью по дереву и металлу. Всё это вызовет интерес не только у детей, но и у их родителей и преподавателей.

8. «Промыслы Урала». 22 ед.

В Народном музее села Грачевка 14 октября 2015 г. в 12.00 часов состоится открытие передвижной выставки «Народные промыслы Урала» из фондов Оренбургского областного музея изобразительных искусств. Выставка приурочена ко дню празднества оренбургского пухового платка, называемого «Покров день». В этот день женщины Оренбуржья стараются дополнить свой костюм оренбургским ажурным платком (паутинкой), палантином или шарфиком, или маленьким платочком, связанным по технологии Оренбургского пухового платка. На выставке представлено 11 платков из коллекции Галереи пухового платка.

Здесь же посетитель познакомится с нижнетагильскими подносами талантливых художников Урала: Веселовым С.В., Смыковой И.Т., Кизиловой Л.И. и др.

9. «Цветы и женщины». 23 ед.

Каждый художник в своей творческой жизни писал натюрморты с цветами. Среди 23-х работ, представленных на выставке, имеются произведения художников: Степанова А.Ф., Болодурина Н.А., Просвирина В.Ф., Ни В.Т., которых объединяет старейшая школа - Пензенское художественное училище, где им привили "любовь к натурным работам", окружающей природе.

Болодуринские незабудки, хризантемы, тюльпаны - написанные сочно, ярко, несут в себе элемент натуралистичности, а "Цветы и листья", "Мальвы на синем", кисти А.А. Власенко несколько декоративны. Мощная, энергичная  живопись заслуженного художника РФ А.А. Овчинникова воплощена в такой его работе, как "Сирень".

Женские образы особенно удавались В.Ф. Просвирину. Трепетное отношение к матери и жене он перенес на всех женщин - чьи портреты он создавал "Женщина - венец природы", - так он любил повторять. Художник очень часто обращался к обнаженной натуре "Жаркий полдень", "Дождливое утро" и др., но делал это очень тактично, по-доброму, любуясь своими моделями, заставляя восхищаться ими и нас, зрителей.

Контакты:

460000, г. Оренбург, пер. Каширина, 29

Тел.:+7 (3532) 77-62-82

E-mail: muz-izo@yandex.ru

 

 

 

Размер шрифта:
Цвета сайта: