Русская живопись конца XVIII — начала XX вв.

Коллекция русской живописи в музее невелика. Не претендуя на полноту отражения истории русского искусства, она дает представление о реалистической линии его развития.

К началу XIX века относится серия портретов, из которых наиболее представительным является «Портрет неизвестной» Н. Куртейля. Художника интересует не столько характер, сколько состояние, настроение модели.

Жемчужиной русской коллекции можно считать картину Н.Е. Сверчкова «С охоты» (1860). Достоинство этой небольшой жанровой работы в тонко уловленном состоянии природы, которое и создает настроение в картине. Осенний пейзаж с разбитой колеей, поблескивающими лужицами, облетевшими кустами, догорающей вечерней зарей, удивительно красив. В этом поэтическом изображении родной природы Сверчков близок к исканиям передвижников.

В немногих жанровых работах (последней четверти XIX века) из нашей коллекции отсутствует то обличительное начало, которое звучало в работах передвижников того времени. Они скорее несут в себе элементы новеллы или анекдота. К своим персонажам художники относятся с улыбкой (А.В. Вьюшин «Сельский клирос», либо с известной долей иронии В. Маковский «Два еврея»).

Вторая половина XIX века — один из самых блестящих периодов русской пейзажной живописи. В собрании оренбургского музея пейзаж этого времени представлен работами мастеров разных направлений. В значительном по размеру и нарядном по живописи пейзаже Л.Ф. Лагорио «Батум» (1881), отразились достижения академической школы. Ранний передвижнический пейзаж представлен работами основоположников русского национального пейзажа И. И. Шишкина и А. К. Саврасова, возглавивших два основных направления русской пейзажной живописи 60–70 годов (которые И.Н.Крамской определил как «объективное» и «субъективное»). И.И. Шишкин представлен в собрании двумя небольшими этюдами: «Лесной ручей» и «Сосны», А.К. Cаврасов — блестящим, тончайшим по живописи пейзажем «Осень. Сокольники».

Во второй половине XIX века развивается романтическая пейзажная живопись, наиболее ярким представителем которой, был Иван Константинович Айвазовский (1817—1900). Музейная коллекция располагает несколькими работами И.К. Айвазовского, относящихся к разным периодам его творчества: «Керчь», «Море. Скалы» (1889), «Люди и море».

Во второй половине XIX — начале XX века бурное развитие пейзажной живописи и пейзажного мировосприятия было обусловлено стремлением к эмоциональности творчества, к утверждению зримой красоты мира, восприятию человека и предметов в оптическом и эмоциональном единстве с окружающей световоздушной средой. В русской живописи шло дальнейшее утверждение и развитие принципов пленэризма. В этот период пейзаж привлекает самых разных художников, становится почти непременным компонентом бытовой картины, исторической, портрета, даже натюрморта. Экспозицию музея украшает великолепный, наполненый светом и воздухом, интерьер С. Ю. Жуковского «Усадьба Брасово». Художника недаром называли певцом усадьбы — в этой работе усадебный быт опоэтизирован, «одушевлен», приобрел романтическую окраску – эту особую теплоту привносит в общую атмосферу картины присутствие природы.

В натюрморте П.И. Петровичева «Розы» новая живописная манера, выработанная в пейзаже, сказывается в плотной мозаичной подвижной кладке мазков, в насыщенности и глубине тона.

  • В.Е. Маковский. Два еврея. 1870-1880. Холст, масло.

  • С.Ю. Жуковский. Имение Брасово. 1912. Холс, масло.

  • И.И. Шишкин. Сосны. Этюд. Картон, масло.

Сейчас экспозиция доступна для посетителей музея

Размер шрифта:
Цвета сайта: